Инновационный продукт 2025

ГБДОУ детский сад № 86 Невского района Санкт-Петербурга

Описание инновационного продукта,
участвующего в районном конкурсе инновационных
образовательных продуктов
«Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга» 2025 г.

Наименование иновационного образовательного продукта:

Методические рекомендации для педагогов «Основы импортозамещения для дошкольников: детские настольные игры»

 Номинация: Инновации в области воспитания

Авторский коллектив:

№ п/п

Фамилия, Имя, Отчество

Должность

Место работы

Телефон, электронная почта

1

Сливарь Ольга Валерьевна

Заведующий

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 86   общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию 
Невского района Санкт-Петербурга

   8 (812) 447-77-50,

   8 (812) 446-14-12

  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

2

Донская Елена Николаевна

Заместитель заведующего

3

Батракова Юлия Витальевна

Старший воспитатель

 

Тематика инновационного продукта: Экономика. Профориентация.

 

Общее описание инновационного продукта:

Методические рекомендации «Основы импортозамещения для дошкольников: детские настольные игры» являются учебно-методическим комплектом для оказания методической помощи педагогам, раскрывающие понятие импортозамещения в России при организации образовательно-воспитательной работы воспитателей по ранней профориентации дошкольников.

В комплект входит бордгейм - серия настольных игр: 

  • * Настольный театр «Сказ о том, как Россия-Матушка крепчала да силу набирала»
  • Игра «Внешняя торговля России»
  • Игра «Лучший директор»
  • Игра-мемо «Знай наших!»
  • Дидактическая игра «Чем богаты, тем и рады!»
  • Дидактическая игра «Лестница успеха»      (жми на картинку)
5fc24d4e476831537d312e4d9a536510.jpg

  1481538322_cmbp.png           620dc2ba-c30b-50c6-88b4-5479d64b8d0d.jpg             17.jpg          25.jpg      26.jpg

В комплект входит справочно-информационное издание:

   Наглядно-демонстрационный материал (жми на картинку)

59.jpg          58.jpg      60.jpg    61.jpg    63.jpg      48.jpg     51.jpg 

nKAAAgCVmOA-1920.jpg    Ключевые положения:

Основанием для создания инновационного продукта стал результат системы работы районного грантового проекта «Воспитательно-образовательный комплекс «ПРОМ.РОСТ» как способ формирования патриотического сознания и профессионального самоопределения подрастающего поколения посредством коллаборации» и посыл, заданный первым заместителем главы администрации Невского района Санкт-Петербурга Н.Г. Спиридоновой.

Проект «ПРОМ.РОСТ» был направлен на патриотическое воспитание юного гражданина, гордости за страну, познания природных богатств страны, ее ресурсов и работающего на ее процветание.

Данный практический инструментарий включает в себя постепенное систематическое вкрапление сложного материала в основной образовательный процесс. Рассчитан на пред школьный возраст от 6 лет и начальное общее образование. Материал подготовлен в игровой доступной форме, что соответствует основной ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Методические рекомендации направлены на оказание содействия и методическое обеспечение старших воспитателей, воспитателей и других педагогических работников при подготовке планов по ранней профориентационной работе с детьми, а также при составлении и реализации программ дополнительного образования дошкольников.

     10.jpg       Глоссарий:

  1. Дефицит (от лат. deficit — недостает) — термин, означающий недостачу, недостаточность в чем-либо.
  2. И́мпорт – ввоз товаров, работ, услуг на территорию страны из-за границы без обязательства об обратном вывозе.

      Импортозамещение –  это стратегия ведения экономики и промышленной политики государства, которая заключается в замене импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами собственного производства.

  1. Иностранные товары:
       1) Товары, имеющие зарубежное происхождение, выпущенные в свободное обращение за пределами данной страны;
       2) Любые товары, не подпадающие под категорию российских товаров.
     
      Внешняя торговля - особый вид международной экономической деятельности, который предполагает ввоз и вывоз продукции, обмен         услугами и другими нематериальными ценностями.
  1. Отечественная продукция товары, работы, услуги, а также программное обеспечение, которые полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) на территории Российской Федерации.
  2. Профрост – снижение зависимости от других стран, открытие новых предприятий, развитие технологий, создание дополнительных рабочих мест, перспектива роста экспорта товаров внутреннего производства.
  3. Самообеспечение – положение экономики страны, которая может обойтись собственными ресурсами, ничего не ввозя из-за рубежа.
  4. Санкции – это система ограничительных мер, направленных на достижение экономических и/или политических целей и применяемых государством в отношении другого государства.
  5. СВО специальная военная операция, призванная «наказать» какую-либо страну за ее действия. Уточнение: о каких действиях идет речь – «проводимая Россией специальная военная операция на Украине, вызванная необходимостью защитить население Донбасса».
  6. Э́кспорт – продажа произведённых в стране товаров и услуг за границу, вывоз продукции за рубеж.
  7. Эмбарго – этозапрет на ввоз или вывоз каких-либо товаров, услуг, валюты и других ценностей в ту или иную страну. 

Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к номинации

Тематика инновационного продукта соответствует стратегическому вектору «Экономика» Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга на 2025-2029 гг.

Ранняя профориентация дошкольников стала одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Инновационный продукт внедрён в практику с учётом государственных инициатив, регламентирующих основные направления развития современного образования:

  • Создание условий для развития творческих инициатив в образовательной деятельности через реализацию проектной деятельности
  • Улучшение качества образования
  • Реализация положения подпроектов национального проекта «Образование»: «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Молодежь России», федерального проекта «Школа Минпросвещения».

Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотическое воспитание. Возрождение российского производства, импортозамещение, повышение значимости промышленности России у детей и подростков - все это требует поддержки и со стороны структуры образования. Начиная с системной работы в дошкольной образовательной организации, соблюдая преемственность сад-школа-СПО/ВУЗ.

Россия всегда была богата природными ресурсами и «умными талантливыми людьми». Откуда берутся такие люди? Воспитание умственных способностей, креативности, смышлёности, осознанного выбора начинается с дошкольного детства. И именно мы, работники детского сада, закладываем основы профессионального самоопределения, развиваем желания, способности, индивидуальные таланты каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране.

Для того чтобы быть патриотом своей страны и Родины, необходимо хорошо знать ресурсы своего родного края, знать, как применять эти резервы территории, не заимствуя у соседних государств, понимать процесс отраслевой работы в своей стране, и как в процессе функционирования жизнедеятельности людей развивать ресурсы внутри страны.

Целенаправленная работа по гражданско – патриотическому воспитанию в условиях детского сада способствует дальнейшему становлению воспитанников как патриотов, будущих граждан нашей страны России, работающих на свою страну.

Это позволяет рассматривать представленный продукт как инновационный воспитательного характера. Учитывая специфику темы и недостаточность освещения в дошкольной педагогике, деятельность коллектива была направлена на творческую креативность и инициативность.

Материалы, представленные на официальном сайте ГБДОУ детского сада №86, универсальны и могут быть полезны и интересны как родителям детей дошкольного возраста, так и педагогическому сообществу. Проделанная работа повлияла и на мотивацию профессионального развития педагогов ДОУ, участников инновационной деятельности, сделав саму деятельность более привлекательной, востребованной на уровне личных профессиональных инициатив.

     11.jpg   Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного
образовательного продукта
Инновационный продукт может использоваться в любой дошкольной образовательной организации при наличии необходимых организационных, информационно-коммуникативных, кадровых и материально-технических ресурсов.
906d75c0de010fe62498f0453940ee32-0.jpg

Методическое обеспечение организованно следующим образом: 

  • *  Дополнительная общеразвивающая программа «От истоков к процветанию».
  • Билет в будущее – профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры https://bvbinfo.ru/
     14.jpg      Технология внедрения инновационного образовательного продукта 
                                                 то? Для чего и зачем? Для кого? Как?)                       

Методические рекомендации для педагогов «Основы импортозамещения для дошкольников: детские настольные игры» используются для знакомства дошкольников 6-7 лет с понятиями, связанными с импортозамещением.

А также для более углублённого изучения области финансовой грамотности и ранней профориентации дошкольников.

Работа должна проходить поэтапно, по принципу от простого к сложному. Представленные авторские наработки – это занятие по понятиям с использованием игр. Занятию предшествуют ознакомительные беседы, рассматривание наглядности, видеоматериала с платформы «Билет в будущее», занятия, свободная творческая деятельность. Работа должна проводиться в комплексе с другими образовательными областями.

Предложенный материал можно включать в раздел Программы воспитания в рамках работы по финансовой грамотности и ранней профориентации с дошкольниками 6-7 лет, где реализация данной методики может стать основой для проведения мероприятий по разным образовательным областям.

Календарный план воспитательной работы (ссылка)

Методические разработки можно использовать в системе дополнительного образования детей для реализации дополнительной общеразвивающей программы по ранней профориентации с детьми подготовительной к школе группе «От истоков к процветанию»

Календарно-тематический план занятий по ранней профориентации (подготовительная группа 6-7 лет)05592f7e3477b7a9bda2a26580dd2439-0.jpg

 05592f7e3477b7a9bda2a26580dd2439-1.jpg
   35.jpg Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности, и их корреляции с проектами Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга, национальными целями и стратегическими задачами развития образования в РФ:

Ключевые эффекты от внедрения продукта инновационной деятельности коррелируют с национальными целями и стратегическими задачами, обозначенные в «Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ», Государственной программе РФ «Развитие образования», «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2030 года».

В задачах «Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ» встает важная задача – привить ребенку радость общения с книгой, показать ему, что она может стать верным проводником в мир знаний и фантазий. Решая эту задачу, мы обращаемся к географии страны.

Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с дошкольного возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире. Дошкольники нуждаются в новой информации, их мозг готов впитывать ее, как губка, ведь только так происходит его развитие.

Это определило востребованность разработки и реализации нами образовательной модели по ознакомлению дошкольников с системой замещения иностранных товаров, услуг в России через наглядное пособие «Атлас передовых отраслей импортозамещения в России», благодаря которому дети не только знакомятся с понятием «импортозамещение», но и имеют визуальное представления о размерах нашей Родины, рассматривают карту, знакомятся с географией регионов страны, сравнивают их размер и формы и узнают, где развивается та или иная отрасль РФ.

В целях решения задач по достижению технологического суверенитета в рамках инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Профессионалитет" реализуются программы дополнительного профессионального образования для педагогических работников, предусматривающие освоение технологий работы на современном оборудовании, новых знаний и умений, а также позволяющие эффективно организовать учебную деятельность обучающихся. 

Нами разработана дополнительная общеразвивающая программа по профориентации дошкольников «От истоков к процветанию».

Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий промышленно-отраслевых областей, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи:
– обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда;
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- знакомить с понятиями импортозамещения: «импортозамещение», «СВО», «санкции», «самообеспечение». «эмбарго», «импорт», «экспорт», «дефицит», «иностранные товары», «отечественная продукция»;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Все образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения в формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста, важнейшей из которых является игра, а также в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования. 

Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение детьми навыков социализации. 

Виды игр, которые используются в инновационной деятельности:
по виду деятельности:
-интеллектуальные;
по характеру педагогического процесса:
-обучающие;
-познавательные;
-воспитательные;
-развивающие;
по характеру игровой методики:
-игры с правилами;
-игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода;
по содержанию:
-социализирующие;
по игровому оборудованию:

-настольные.

Корреляция с национальными целями и стратегическими задачами развития образования в РФ заключается в том, что профориентационно-экономическая деятельность, представленная в настольных играх, способствует формированию ценных для профессионального самоопределения результатов, корректирующих определенные сложившиеся убеждения детей и подростков. 

      36.jpgЭффекты от внедрения инновационного продукта по профориентации и финансовой          грамотности дошкольников:

       * Формирование представлений о процессе импорта-экспорта в стране, об отраслях хозяйства страны, об организации современном  оборудовании.                  
  • *  Получение первых знаний о реализации финансово-экономического оборота страны  
  • *  Осознание взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги».
  • *  Развитие патриотических качеств.
  • Формирование ответственности, социальной активности, коммуникативности и самостоятельности.      
  • *  Личностный рост

В результате создания инновационного продукта ГБДОУ № 86 стал одним из немногих детских садов, поднявших данный вопрос среди дошкольников. Инновационная деятельность стала первой ступенью в единой модели преемственности детский сад-школа-СПО/ВУЗ.

Данный опыт стал положительным и интересным для педагогов Невского района Санкт-Петербурга.

Был представлен на районном консорциуме для педагогов «Основы импортозамещения для дошкольников» 28 марта 2024 года  IMG_2726.PNG IMG_2727.PNG

Воспитатель Кистенева О.В. стала победителем открытого районного конкурса «Это у нас семейное», посвященного Году семьи в номинации «Настольная игра», ноябрь 2024 г. 11___page-0001.jpg

Заведующий ГБДОУ детского сада № 86 Сливарь О.В. представила опыт работы ДОУ на проблемно-практическом семинаре «Единая модель профориентации стратегии реализации в образовательных учреждениях Невского района Санкт-Петербурга» 30.01.2025 г. 456e6f87203f49bbbcbbde071e36375fw6lyoQ1CvmhEAiHx-0.jpg

  33.jpgВозможные риски при использования инновационного продукта и пути их преодоления:

SWOT-анализ потенциала Продукта 

Оценка актуального состояния внутреннего потенциала ГБДОУ

Оценка перспектив развития с опорой на внешнее окружение

Сильная сторона (S)

Слабая сторона (W)

Благоприятные возможности (O)

Риски (T)

Инициативность, креативность и активность педагогического коллектива в обобщении педагогической практики и её диссеминации.

Стремление педагогов к профессиональному росту.

 Высокий инновационный потенциал педагогического коллектива.

Отсутствие у педагогов желания и готовности к инновационной деятельности

Менталитет современных родителей

Разная степень методической компетентности педагогов.

Узкая тематика, недостаточность освещения в дошкольной педагогике

Недостаточность цифрового потенциала ДОУ

 

Построение преемственности ДОУ-Школа-СПО/ВУЗ

Детский бордгейм – ведущая деятельность в ДОУ «Бери и используй»

Развитие творческой инициативы педагогов, активности и креативности

Результаты в конкурсном движении

Повышение имиджа и рейтинга ДОУ

низкий уровень компетентности педагогов

недостаточный уровень материально-технического обеспечения 

Не востребованность материала в дошкольных организациях 

Не изученность темы повлечет отсутствие интереса

 

Проблема

Пути решения

Отсутствие у педагогов желания и готовности к инновационной деятельности

Разъяснительная работа со стороны администрации.
• Поддержка и стимулирование педагогического творчества.
• Организация внутрифирменного обучения педагогических кадров

Разная степень методической компетентности педагогов.

Система наставничества «Бусы»

Узкая тематика, недостаточность освещения в дошкольной педагогике

Самообразование педагогов
Диссеминация педагогического опыта в районе и на город со стороны ГБДОУ № 86

Недостаточность цифрового потенциала ДОУ

Размещение информации на имеющихся цифровых ресурсах, обратная связь
Закупка ИКТ панелей

 

    34.jpg   Обоснование иновационного характера предлагаемого продукта, включая аналоговый анализ:

Сегодня государство осуществляет поддержку отраслей промышленного производства, поднимает статус рабочих специальностей (токари, слесари, работники швейных фабрик и др).

Для создания интереса у молодого поколения сейчас строиться единая модель профориентации и наша задача, как образовательной организации, с ранних лет начинать воспитывать желание трудиться на благо своей Родины, на ее процветание, на ее мощь как сильной державы.

На II Всероссийской акции «Поделись своим Знанием. Новые горизонты» 25.04.2022 г.  первый заместитель руководителя администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко отметил, «Сейчас перед каждым из вас открывается время возможностей. Наступают перемены, происходят изменения практически во всех сферах, причём во всём мире. Важно, чтобы у каждого из вас была возможность определиться, как можно раньше, кем вы хотите стать в жизни, каких целей добиться. Для этого нужно понять себя через историю своей страны. Если не опираться на традиции, культуру и прошлое Родины, невозможно двигаться вперёд. Неслучайно именно сегодня на историю и культуру России делаются попытки атаки извне. Нас хотят ослабить, оторвать от корней, но этого не произойдёт, в первую очередь, благодаря вам».

В свою очередь, министр просвещения РФ Сергей Кравцов, обращаясь к слушателям лекции, отметил, что отечественная система образования направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь молодым людям стать успешными, реализоваться и раскрыть все свои таланты.

«В последнее время наша страна столкнулась с беспрецедентным внешним давлением. Многочисленные санкции, кибератаки, провокации, запреты и ограничения на поставки оборудования, использование программного обеспечения, цифровых сервисов, Министр просвещения России Сергей Кравцов. – Все отрасли оказались под тщательно спланированным серьезным давлением. Но отечественная сфера образования заранее начала готовиться к полноценному и независимому от зарубежных стран, качественному и безопасному функционированию своих сервисов».

Используя творческий потенциал активных педагогов и административной команды ГБДОУ № 86, мы решили систематизировать накопленный материал, апробировать его для старших дошкольников и младших школьников, преобразовать в графический наглядный и доступный для педагогического сообщества, т.к., проведя аналоговый анализ в дошкольных образовательных учреждениях пришли к выводу, что материал в принципе для дошкольных учреждений является инновационным продуктов в развитии и воспитании детей. 

Использование авторских игр по импортозамещению способствует повышению детской компетентности, формированию сознания о важности поддержания российского рынка товаров и услуг, развития товарооборота внутри страны и ведения дипломатической деятельности и внешней политики с дружественными и недружественными странами.

Аналоговый анализ инновационного продукта с другими (жми на картинку) analysis-1024x673.jpg

Презентация инновационного продукта (жми на картинку) 

scale_1200.png