Мини-музей "Волшебная кладовая"

 Мини-музей «Волшебная кладовая» в рамках проекта «Традиции и быт русского дома» экспонирует выставочное пространство в виде пяти блоков.

Цель проекта:
Активизировать работу мини-музея «Волшебная кладовая», и как следствие приобщать детей к истокам русской народной культуры, формировать духовные и нравственные качества у дошкольников.

Экспонатами Блока 1 являются декоративные плетёные предметы:
Лукошко, короб без крышки, корзины, туесок, сумка, шкатулка круглая, сундучок, Ангел оберег, лапти (для взрослого), лапти (для куклы), ваза, шкатулка. Большинство предметов датируются XIX - началом XX веков.

Блок 2 содержит посуду и кухонную утварь:
Чугунок, кувшин, горшок с крышкой, миска русская для запекания, крынка, самовар,
народные промыслы: хохлома (рюмки, крынка, сито, ложки, паломник, сахарницы с крышками). Посуда и кухонная утварь XIX - начало XX веков.

В Блоке 3 собраны всевозможные шкатулки:
Сундук вещевой (основоположник шкатулок), шкатулка для рукоделия, шкатулки для украшений, шкатулка для ценных бумаг и писем, которые имеют тайный смысл, шкатулка для мелочей, ларец для украшений, шкатулка «Матрёшка» для мелочей, шкатулка «Хлебница». Предметы, в основном, датируются XIX - началом XX веков.

Блок 4 оснащен разными предметами быта:
Коромысло, вёдра (2 штуки), керосиновая лампа, кочерга, рубель, ухват, корыто, лоток, сито, разделочные доски (прямоугольная, круглая, полукруглая), триптих (декоративная доска), разделочная доска, утюг чугунный, прялка, люлька. Предметы, в основном, датируются XIX - началом XX веков.

В Блоке 5 собраны предметы ИФЗ и ЛФЗ времен XIX - началом XX веков:
Чашка кобальтовая сетка, чашка с блюдцем кобальтовая сетка, чашка «Ломоносов»,
сахарница, молочник, чашка кобальтовая сетка, чашка с блюдцем «Лучшая роспись» Ивановой С., чашка с блюдцем синяя с золотистой каймой, чашка «Ленинград» чашка с блюдцем «Санкт-Петербург 1703», стакан граненый, подстаканник, блюдо квадратное, сосуд «240 лет ЛФЗ» 1744-1984гг., блюдо с чашкой «Павлин», тарелка, штоф. Сервиз кофейный: 5 чашек с блюдцами, чайник, сахарница
Статуэтки: «Котята в корзинке», «Кошка», «Слоник», «Маме от Люси 1959год», «Аленушка», «Петушок», «Петух», «Лошадь».
Мини-музей «Волшебная кладовая» — результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, важно знакомить детей с реальными предметами и материалами. Исследование реальных предметов быта, например, лукошко, чугунок, шкатулка, керосиновая лампа, коромысло чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музейной зоны «Волшебная кладовая» в образовательное пространство ДОУ обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю традиционного быта родного края. Кроме того, в мини-музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Мини - музей «Волшебная кладовая» в ДОУ был создан с целью: осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
- формировать чувство любви к Родине, к Отечеству на основе изучения русских народных традиций;
- способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества - развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта.
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:
Наглядность:
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь;
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково;
- кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- куклы би-ба-бо (герои русских народных сказок), куклы в русских народных   костюмах, тряпичные куклы;
- лоскутные одеяла; рушники, подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
- русские народные инструменты: гармошка, бубен.
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. Интерактивность.
В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы. Постоянно (периодически) музей пополняется экспонатами.
Содержанием работы музея русского быта является: проведение тематической ООД для дошкольников; посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ; организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «Во саду ли, в огороде» и др.; оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие; организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта:
- ООД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть ООД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки», ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.).
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).
Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная» (родители детей групп «Карапузы» и «Гномики»).
Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
Создание мини-музеев (совместно с педагогами)
Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»
Типы ООД тематические, интегрированные:
- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);
- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;
- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование) IMG_0420.jpg

IMG_0437.jpg

IMG_0438.jpg

IMG_0413.jpg

IMG_0421.jpg