Инновационная деятельность

Инфографика в ДОУ - новый тренд в мнемотехнике. Мнемотехника - направлена на запоминание информации, а инфографика направлена на получение знаний.

Инфограмма, иными словами, наглядная схема, таблица, цепочка изображений производственного процесса промышленно-отраслевой направленности.

Квест — это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство.

  Лесная промышленность — 

совокупность отраслей промышленности, заготавливающих и обрабатывающих древесину.                

Лесная промышленность состоит из нескольких взаимосвязанных производств: лесозаготовки, лесопиления и деревообработки, целлюлозно-бумажной промышленности и лесохимии.

  Лёгкая промышленность — 

совокупность отраслей промышленности, осуществляющих первичную обработку различных видов сырья и производство из них предметов массового потребления. Лёгкая промышленность объединяет несколько подотраслей: текстильная (хлопчатобумажная, шерстяная, шёлковая, льняная, пенько-джутовая, трикотажная, валяльно-войлочная, сетевязальная); швейная; кожевенная; меховая; обувная.

Макеты это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.

  Металлургическая промышленность 

отрасль тяжёлой промышленности, занятая добычей руд, их обогащением, выплавкой металлов и их сплавов.  Особенности отрасли: материалоёмкость, многостадийность производственного процесса, большая экологическая нагрузка. Состоит из двух отраслей: чёрной и цветной металлургии.

  Пищевая промышленность

группа промышленных отраслей, производящих пищевые продукты в готовом виде или в виде полуфабрикатов, а также напитки и т.п. Предприятия пищевой промышленности занимаются сбором сырья, его переработкой и доведением до вида, в котором лучше всего организовать доставку до конечного потребителя; она ориентирована на производство продукции для удовлетворения основной потребности населения в продуктах питания.

Промышлята-дошколята наглядное пособие, тряпичные куклы, олицетворяющие сказочных героев промышленно-отраслевых направлений:

                  

     Горнячок                  Лакомка            Лесовичок                 Ниточка                    Железяка

      

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка — это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Тактильно-сенсорные игры — это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Помимо стимуляции речевого развития, тактильные игры также: учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими; несут терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка; учат концентрации внимания, сосредоточению; развивают координацию движения, пространственное ориентирование; способствуют логическому мышлению.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои поэтических произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Театр олицетворения – современная образовательная технология теневого театра, используемая через театр рук и теневых образов с помощью светового проектора.

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению воспитанниками ДОУ и учащимися начальных классов учебного материала. Иными словами, в учебно-методический комплекс входят: конспекты занятий и дидактические игры, тактильно-сенсорные игры, игры-ходилки, квесты, сюжетно-ролевые игры, сценарии театрализованных игр, инфограммы, инфографики, театр олицетворения, макеты производственных процессов пяти промышленных отраслей для организации самостоятельной работы воспитанников (учащихся) по обучению промышленно-отраслевой ранней профориентации.

 

Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к номинации

Ранняя профориентация дошкольников становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Инновационный продукт внедрён в практику с учётом государственных инициатив, регламентирующих основные направления развития современного образования:

  • - Создание условий для развития творческих инициатив в образовательной деятельности через реализацию проектной деятельности
  • - Улучшение качества образования.
  • - Реализует положения подпроектов национального проекта «Образование»: «Современная школа» и «Патриотическое воспитание».
  •            ФГОС ДО определил содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.
  •            Учитывая Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представленный в номинации продукт относится к обучающему материалу, который можно использовать в пяти образовательных областях. Является одним из компонентов раздела основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ и Программы развития учреждения на 2020-2024 годы.
  •            Задачи, поставленные перед педагогом, необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их подготовки. Образовательная активность строится на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта воспитанников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
  • В основе создания и использования нашего образовательного продукта лежат принципы:
  • *  Принцип личностно ориентированного воздействия.
  • *  Принцип доступности, достоверности.
  • *  Принцип открытости (ребенок может участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результат своего труда, предоставлять в качестве своего труда то, что считает нужным он, а не воспитатель).
  • *  Принцип диалогичности (ребенок может вступать в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы). 
  • *  Принцип активного включения детей в деятельность (экскурсии, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры).
  •  *  Принцип рефлексивности (у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.
  •            Это позволяет рассматривать представленный продукт как инновационный обучающего характера. Материалы, представленные на официальном сайте ГБДОУ детского сада №86, универсальны и могут быть полезны и интересны как родителям детей дошкольного возраста, так и педагогическому сообществу. Проделанная работа повлияла и на мотивацию профессионального развития педагогов ДОУ, участников инновационной деятельности, сделав саму деятельность более привлекательной, востребованной на уровне личных профессиональных инициатив.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного образовательного продукта

Инновационный продукт может использоваться в любой дошкольной образовательной организации при наличии необходимых организационных, информационно-коммуникативных, кадровых и материально-технических ресурсов.

Организационные ресурсы             Информационно-коммуникативные ресурсы  Кадровые ресурсы Материально-технические ресурсы 
Сформирована творческая группа в составе администрации, педагогического коллектива

 

Проведение систематических рабочих совещаний, протоколы совещаний, аналитические справки

Официальный сайт учреждения

Официальная страничка группы в социальной сети ВКонтакте

Телеграмм-канал

Информационный стенд для родителей

Администрация учреждения:

Заведующий

Заместитель заведующего

Старший воспитатель

Педагогический коллектив: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог

Зоны/уголки в групповых помещениях

Ноутбук

Проектор

Экран

Музейная зона ДОУ

Столы, стулья

УМК

 

Методическое обеспечение организованно следующим образом: 

подобраны конспекты занятий и дидактические игры, тряпичные куклы, тактильно-сенсорные игры, игры-ходилки, квесты, сюжетно-ролевые игры, сценарии театрализованных игр, оригинальные авторские видео и текстовые материалы, инфограммы, инфографики, макеты производственных процессов пяти промышленных отраслей, лепбуки, буклеты для родителей.

Технология внедрения инновационного образовательного продукта

Для внедрения промышленно-отраслевого педагогического портфеля в образовательный процесс воспитателю будет необходимо:

  • -  Изучить материалы по ранней профориентации дошкольников согласно целевым ориентирам освоения ООП ДО;
  • -  Ознакомиться с результатами деятельности по теме проекта «ПРОМ.РОСТ» ГБДОУ № 86 на официальном сайте ДОУ, ленты новостей в социальной группе Вконтакте;
  • Согласно возрастному принципу и целями основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ выбрать 1-2 не более промышленно-отраслевой педагогический портфель;
  • -  Провести родительское собрание с представлением тематики мероприятий и объяснением роли родителей в этом аспекте образовательной деятельности;
  • -  Подготовить необходимое количество наглядного материала, дидактических игр и др. УМК согласно предложенному портфелю;
  • Продумать и спланировать систему работы в рамках образовательного процесса.

П р и м е ч а н и е: Технология может быть адаптирована для других УМК начальной школы

Основные формы использования УМК:

  • *  беседы;
  • прослушивание тематических сказок и рассказов;
  • *  театрализованные авторские игры;
  • *  обсуждения;
  • *  сюжетно-ролевые игры
  • *  задания и игры;
  • *  викторины;
  • *  игра-презентация;
  • *  квесты, игры-ходилки;
  • *  инфограммы;
  • *  игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • *  виртуальные экскурсии;
  • *  работа с познавательной литературой;
  • *  открытые мероприятия, досуги, тематические праздники;
  • совместные мероприятия с привлеченными социальными партнерами

В ходе внедрения продукта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему становиться успешнее.

Примерный план работы

  Сроки                                                 Содержание работы       Участники
                    Старшая группа                   Подготовительная группа
                                                                 Подготовительный этап
 Январь- октябрь 

 

1. Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта на родительском собрании.

2. Подбор дидактических игр, игр-ходилок, сюжетно-ролевых игр, инфограмм, лэпбуков познавательного развития, логического мышления и разработка интегрированных занятий, квестов для дошкольников и обучающихся (студентов) по ведущим промышленным отраслям России.

3. Отражение практического образовательного и игрового материала  в предметно-пространственной развивающей среде в пяти образовательных областях согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

1.Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта на родительском собрании.

2. Подбор дидактических игр, игр-ходилок, сюжетно-ролевых игр, инфограмм, лэпбуков познавательного развития, логического мышления и разработка интегрированных занятий, квестов для дошкольников и обучающихся (студентов) по ведущим промышленным отраслям России.

3. Отражение практического образовательного и игрового материала  в предметно-пространственной развивающей среде в пяти образовательных областях согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

 Педагогические работники ДОУ
 Сентябрь -ноябрь 

Оформление образовательно-производственных центров в группах, мини-экспозиции Гранд Макет «Пром.Парк» в музейном пространстве

Организация педагогами экскурсий и музейных мероприятий

Оформление образовательно-производственных центров в группах, мини-экспозиции Гранд Макет «Пром.Парк» в музейном пространстве

 

Организация педагогами экскурсий и музейных мероприятий

Педагогические работники ДОУ

                                                                                                     Основной этап
 Сентябрь
Занятие «Как выращивают хлеб»
Дидактическая игра «Хлеб всему голова»
Сюжетно-ролевая игра «Яндекс. Еда»
Виртуальная экскурсия «Музей хлеба»
Экспериментирование
Продуктивная деятельность
Анкета «Здоровое питание-здоровый ребенок».
Памятка «Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит ребенка».
 Педагоги, воспитанники старших, подготовительных групп, родители
 Октябрь
Занятие «Знакомство с деревообрабатывающим.
Дидактическая игра  «Найди что лишнее».
Сюжетно-ролевая игра «Мастерская папы Карло».
Инфограмма
«Производство бумаги»
Экспериментирование
Продуктивная деятельность.
Лэпбук «Лесная промышленность» для детей.
Ширма для детей и родителей «Лесная
промышленность»
Театр «Олицетворение»
 Педагоги, воспитанники старших, подготовительных групп, родители
 Ноябрь  
Занятие «Труд взрослых- производство продуктов питания».
Дидактическая игра «Крестики- нолики».
Сюжетно-ролевая игра «Профессии пищевой промышленности».
Квест-игра «Хлеб - всему голова»
Игра-викторина «Пищевая промышленность».
Экспериментирование
Продуктивная деятельность.
Консультация для родителей «Вредные и полезные продукты для детей»
Занятия «Бумажно-целлюлозный комбинат»,
«Изучаем профессии лесной промышленности».
Дидактическая игра «Лесозаготовка».
Экспериментирование
Продуктивная деятельность
Квест-игра «От ростка до книги».
Консультация для родителей «Лесная промышленность»
 Педагоги, воспитанники старших, подготовительных групп, родители
 Декабрь  
Занятие «Ткачество как процесс».
Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин тканей».
Игра-ходилка «В гости к тутовому шелкопряду».
Инфограммы «Производство хлопка»
«Производство шерсти»
Экспериментирование
Продуктивная деятельность.
Буклет о профессиях легкой промышленности (швея, портной).
Занятие «Полезные ископаемые».
Дидактические игры «Сортировка», «Увлекательные находки».

Игра-ходилка «Путешествие в страну горняка».Экспериментирование

Продуктивная деятельность.

Буклет «Горная промышленность» 
 Педагоги, воспитанники старших, подготовительных групп, родители
 Январь

Занятия «Лен в легкой промышленности»,

«Как появились ткани».

Дидактические игры «Угадай на ощупь», «Что из чего сделано».Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

Инфограммы «Производство шёлка»,

«Производство ткани».

ЭкспериментированиеПродуктивная деятельность.

Буклет о профессиях легкой промышленности (модельер, обувщик)

Занятия «Ювелир-это интересно», «Шахтер подвиг совершает, когда уголь добывает».

Дидактические игры «Тонкая работа», «Юный ювелир», «Волшебная гора»

Игра-ходилка «Путешествие за сокровищами».

Инфограмма «Производство ювелирных изделий».

«Производство строительных материалов».

Экспериментирование

Продуктивная деятельность.

Буклет «Ювелир».
 Педагоги, воспитанники старших, подготовительных групп, родители
 Февраль  

Занятие «Профессия швея».

Дидактическая игра «Волшебные гусенички».

Игра-квест «Шерстяное путешествие».

Логоритмические игры «Как мы сеяли ленок»,   «Хлопок сеем, собираем»

Экспериментирование

Продуктивная деятельность

Маршрутный лист.
 

Занятие «Профессии горнодобывающей промышленности».

Дидактические игры «Камень добудь, важное построй», «Ветерок, помогай, камни распределяй».

Экспериментирование

Продуктивная деятельность

Буклет «Шахтер».

Маршрутный лист.
 Педагоги, воспитанники старших, подготовительных групп, родители
 Март  

Занятия «Лес - наше богатство».

Дидактическая игра «Что из дерева».

Сюжетно-ролевая игра «Мастерская по изготовлению деревянных игрушек».

Экспериментирование

Продуктивная деятельность.

Лэпбук «Лесная промышленность» для взрослых.

Маршрутный лист.
 

Занятие «Металлургия. Плавление металла».

Дидактические игры «Металлургическая мозаика», «Что не так?».

Экспериментирование.

Продуктивная деятельность.

Буклет «Металлург».
 Педагоги, воспитанники старших, подготовительных групп, родители
 Апрель

Занятие «Знакомство с деревообрабатываю щим.

Дидактическая игра  «Найди что лишнее».

Сюжетно-ролевая игра «Мастерская папы Карло».

Экспериментирование

Продуктивная деятельность.

Лэпбук «Лесная промышленность» для детей.

Ширма для детей и родителей «Лесная промышленность».

Занятие «Металлургические профессии».

Дидактические игры «Путаница», «Технологическая мозаика».

Инфограмма «Производство чугуна и стали»

Экспериментирование

Продуктивная деятельность.

Буклет «Плавильщик»

Педагоги, воспитанники старших, подготовительных групп, родители 
 Май

Занятия «Бумажно-целлюлозный комбинат», «Изучаем профессии лесной промышленности».

Дидактическая игра «Лесозаготовка».

Экспериментирование

Продуктивная деятельность

Квест-игра «От ростка до книги».

Консультация для родителей «Лесная промышленность»

Занятие «Мир металла».

Дидактические игры «Из добываемой руды, создашь железные плоды!», «Что, откуда, почему?».

Сказка в чемодане «Приключение Железной Руды».

Экспериментирование

Продуктивная деятельность.

Буклет «Шахтер».

Маршрутный лист.
Педагоги, воспитанники старших, подготовительных групп, родители 

 

  Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта:

Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотическое воспитание. Ранняя профориентация дошкольников, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Возрождение российского производства, импортозамещение, возобновление рабочих мест на заводах и предприятиях - все это требует поддержки и со стороны структуры образования.

В результате реализации проекта и создания инновационного продукта ГБДОУ № 86 стал одним из немногих детских садов, поднявших данный вопрос на повестку Годового плана совместной работы, начав накапливать и систематизировать специфический материал в системе дошкольного образования.

Формирование эффективной системы внедрения воспитательно-образовательного комплекса по промышленному ориентированию позволит:

- наладить преемственность ступенчатой системы подготовки детей «сад-школа-колледж» по формированию патриотического сознания о процветании российского производства.

- повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в этом вопросе

- глубокие идейные установки, гордость за Невский район как флагман по развитию промышленной экономики страны будут закладываться с юных лет и продолжать углубляться в становлении профессионального пути.

Данный опыт стал положительным и был отмечен в грамотах и победах в конкурсном движении Невского района. Дипломы победителей «ВебПеликан-2022», «Музейный сэнсэй: ДОУ», «Грани профессий», «На все руки мастер», ждем результатов «Кидскилс», также опыт работы ДОУ будет представлен на двух тематических треках 13 Петербургского международного образовательного форума.

Представленный опыт стал положительным, интересным для всех участников образовательных отношений и в достаточной степени тиражирован, если другие дошкольные образовательные учреждения организуют подобные ресурсы, это приведет к возникновению перспективы организации налаженной ступенчатой профильной подготовки юных специалистов, а также к созданию Движения юных рабочих «ПРОМ.РОСтята».

Создание инновационного продукта привело к следующим изменениям в ГБДОУ № 86:

  •  *    Построение модели педагогической поддержки педагогов ДОУ, обеспечивающей их профессиональное совершенствование, способствующей развитию их профессиональной компетентности в вопросах ранней профориентации дошкольников по промышленно-отраслевому ориентированию;
  • *     Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью;
  • *     Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • *     Положительная динамика качества дошкольного образования;
  • *    Создание условий для игр детей на макетной основе, познавательных экскурсий, интегрированной совместной деятельности как одного из универсальных средств освоения производственно-отраслевых процессов;
  • *    Создание условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников и эмоциональное отношение к миру профессий, включающих представление о   ведущих промышленных отраслях России через организацию предметно развивающей среды и различной игровой деятельности;
  • *    Использование разнообразных технологий в совместной деятельности с детьми, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных профессий по отраслям, сказкотерапия, художественная литература, игры, куклы-персонажи, прикладное творчество; познавательно-исследовательская деятельность);
  • *    Организация совместной деятельности родителей и педагогов, отвечающей требованиям целостного педагогического процесса, направленное на разносторонне развитие и гармонизацию развития личности ребенка;
  • *     Разработка дополнительной общеразвивающей образовательной программы «От истоков к процветанию», куда входит УМК, ПОПП апробирована и возможно ее применение в начальных классах общеобразовательной школы;
  •    Повышение компетентности администрации в организации инновационной деятельности коллектива;
  • *     Положительный психолого-педагогический климат в коллективе;
  • *     Повышение степени удовлетворенности родительского сообщества работой ГБДОУ № 86, имиджа сада и конкурентноспособности среди садов микрорайона;
  • *    Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта;
  • *    Создание электронных ресурсов, которые объединили в себе информацию промышленно-отраслевого педагогического портфеля.
  • Следовательно, созданный инновационный продукт полезен всем ДОУ, инновационная деятельность которых направлена на раннюю профориентацию, проектную инициативность.

    Возможные риски при использовании инновационного образовательного продукта в других образовательных организациях и пути их преодоления: 

  • SWOT-анализ потенциала Продукта

  •   Оценка актуального состояния внутреннего потенциала ГБДОУ  Оценка перспектив развития с опорой на внешнее окружение 
     Сильная сторона (S) Слабая сторона (W)  Благоприятные возможности (O)  Риски (T)

    Инициативность, креативность и активность педагогического коллектива в обобщении педагогической практики и её диссеминации.

    Стремление педагогов к профессиональному росту.

     Высокий инновационный потенциал педагогического коллектива.

    Отсутствие у педагогов желания и готовности к инновационной деятельности


    Разная степень методической компетентности педагогов.

    Узкая тематика, недостаточность освещения в дошкольной педагогике

    Недостаточность информационно-цифрового потенциала ДОУ

    Повышение качества образования

    Готовый УМК по ранней профориентации «Бери и делай»

    Развитие творческой инициативы педагогов, активности и креативности

    Результаты в конкурсном движении

    Повышение имиджа и рейтинга ДОУ

    Низкий уровень профессиональной промышленно-отраслевой  компетентности педагогов

    Недостаточный уровень материально-технического обеспечения 

    Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении